Помните ли вы, когда Intel попыталась производить видеокарты в 1998 году? К сожалению, это предприятие совсем не удалось. Что касается истории GPU, i740 была довольно незначительной. Это был один из тех неудачных случаев, которые компания могла стереть из памяти только шуткой: «О чём они думали?» Тем не менее, Intel снова здесь, и на этот раз всё ощущается совершенно по-другому.
Спустя 25 лет все неудачные события остались в прошлом. В течение последних лет Intel молча наблюдала за битвой NVIDIA и AMD, тайно создавая что-то, чего никто не ожидал. Именно это послание несёт линейка графических карт Intel Arc: это не просто очередная партия карт, а отказ от представления о том, что нужно быть либо зелёными, либо красными.
Весь мир был удивлён, когда Intel не стала стремиться создать самый быстрый GPU на рынке. Вместо этого они решили выявить реальные потребности геймеров и затем производить именно это. Конкурирующие маркетологи всё ещё обсуждают, достаточно ли 8 ГБ видеопамяти, но здесь речь идёт о 16 ГБ. Создатели контента очень довольны кодированием AV1. XeSS — это технология, которая также работает на оборудовании других производителей. Цена меньше того, что вы ожидали.
Самая умная часть? AMD пыталась быть всем для всех одновременно, тогда как NVIDIA сосредоточилась на рынке ИИ. Intel увидела большую брешь и пошла прямо туда, чтобы заполнить её. PC-геймеры на самом деле не стремятся к RTX 4090 в 4K-настройках. Чаще всего это 1080p или 1440p, они хотят приличную трассировку лучей и надеются, что их видеокарта не будет дороже всего их ПК.
Архитектура Intel Xe-HPG была разработана не для победы в бенчмарк-гонках. Вместо этого она была создана как хороший универсальный игрок среди GPU: она может удовлетворить любую потребность, которая у вас может быть. Лучшее видеокодирование, чем у других. ИИ-ускорение вашей работы позволяет достигать даже задач, о которых вы не осознавали, что хотите их выполнить. Обработка медиа справляется с любым кодеком, который интернет может на неё обрушить.
Нажмите, чтобы увидеть GEEKOM IT15 AI Mini PC с графикой Intel Arc, предлагающей трассировку лучей и XeSS:
- Процессоры Intel® Core™ U9-285H | U5-225H для большей производительности при меньшем энергопотреблении.
- Графика Intel® Arc™ A140T для U9-285H | A130T для U5-225H с поддержкой Raytracing и XeSS.
- Производительность 99 Tops ИИ (U9-285H) – всё, что нужно творцам.
- Двухканальная ОЗУ DDR5-5600 SODIMM до 64 ГБ для плавной работы с несколькими задачами.
- 2 слота для M.2 SSD до 4 ТБ – 1 × M.2 2280 NVMe PCle® Gen 4 x 4 SSD предустановлен (до 2 ТБ), 1 × M.2 2242 SATAlll свободен (до 2 ТБ).
- Wi-Fi 7, Bluetooth® 5.4, 2,5G RJ45 LAN для современного и стабильного подключения.
- Предустановленная Windows 11 Pro для мгновенного начала работы.
Почему время Intel было идеальным
Дефицит GPU с 2020 по 2022 год разозлил множество людей. Цены взлетели до небес. Карты исчезали с полок быстрее концертных билетов. Геймеры были вынуждены платить спекулянтские цены или довольствоваться тем, что могли найти. Intel наблюдала за всем этим хаосом и подумала: «Мы можем это исправить».
Когда карты Arc наконец вышли на рынок, Intel дала три обещания, которые имели значение: хорошие продукты, надёжные поставки и справедливые цены. Звучит просто, правда? Но после лет GPU-драмы простые обещания ощущались революционными.
Intel не пыталась конкурировать с толпой RTX 4090. Умный ход. Вместо этого они посмотрели на аппаратные опросы Steam и заметили что-то очевидное, что все остальные, казалось, упустили: большинство геймеров играют в 1080p и 1440p. Они хотят трассировку лучей, но им не нужно выкручивать Cyberpunk 2077 на максимум в 4K. Они хотят ИИ-апскейлинг, но они не тренируют нейронные сети в свободное время.
Бизнес-стратегия имеет смысл, если подумать об этом. XeSS работает и на картах NVIDIA, и AMD. Кодирование AV1 приносит пользу всем в сфере создания контента. Инструменты разработки Intel не привязывают вас к их экосистеме. Похоже, они чему-то научились, наблюдая за тем, как другие компании строят огороженные сады, которые никому не нужны.
Производство даёт Intel преимущества, которых не могут получить чистые разработчики чипов. У них есть партнёрства с TSMC для новейших техпроцессов, плюс их собственные фабрики в качестве резерва. Когда цепочки поставок становятся странными — а они всегда становятся такими — у Intel есть варианты, которых у таких компаний, как NVIDIA, просто нет.
Рынок, на который вошла Intel, умолял о разрушении устоев. NVIDIA зарабатывала деньги на ИИ и продажах для дата-центров, поэтому игры ощущались как второстепенная задача. AMD была растянута, пытаясь конкурировать одновременно в CPU и GPU. Intel увидела брешь и пропёрла туда грузовик.
Xe-HPG: Создание GPU с нуля
Преимущества начала с нуля очевидны. Обратная совместимость со старыми архитектурами и проектными решениями, которые имели смысл пятнадцать лет назад, не была проблемой для инженеров Intel. Вот что происходит, когда вы проектируете GPU для работы с нагрузками 2020-х годов.
Xe-Core, содержащий 16 векторных движков, является основным компонентом. Xe-Core состоит из 128 шейдерных блоков; следовательно, каждый векторный движок может выполнять 8 операций FP32 за такт. Другие компании делают что-то похожее, но Intel убедилась, что всё работает лучше для экономии энергии и поддержания низких температур. Бессмысленно делать самый быстрый GPU, если он очень шумный.
Движки XMX — это место, где происходят самые захватывающие вещи. Эти блоки ускорения ИИ могут обрабатывать множество типов данных в качестве входных, таких как FP16, BF16, INT8, INT4 и INT2. Каждый тактовый цикл блок XMX может выполнять 128 операций FP16, 256 операций INT8 или 512 операций INT4/INT2. Это не просто броская фраза. По сути, это означает, что карты Arc могут выполнять такие задачи, как создание контента с помощью ИИ и вывод машинного обучения, которые слишком сложны для менее мощных GPU в этом ценовом диапазоне.
Intel сделала свой дизайн render slice более модульным. Один срез состоит из четырёх Xe-Core и связанных блоков текстурирования и вывода рендеринга. Дизайн Arc A770 использует восемь срезов кристалла ACM-G10. Более дешёвый вариант — A750, который достигается отключением одного среза. Лучшая выходность, более очевидная дифференциация продуктов и возможность отбраковывать чипы в зависимости от того, насколько хорошо они получились — все это преимущества умного производства.
Пропускная способность памяти — вот что имеет значение. 256-битный интерфейс GDDR6 на Arc A770 может передавать данные со скоростью 560 ГБ/с, что значительно больше, чем у других карт в том же ценовом диапазоне. 16 ГБ буфера кадров A770 — это не просто что-то упомянутое в рекламных кампаниях; это идеальное соответствие для сегодняшних и будущих сценариев создания контента высокого разрешения и игр, которые постоянно потребляют видеопамять.
Arc работает лучше всего, когда дело касается обработки медиа. Два движка Xe Media выполняют кодирование и декодирование видео. Они поддерживают H.264, H.265 и, вот самое интересное, AV1. Intel — первая компания, которая вывела на рынок оборудование для кодирования AV1 для потребительских видеокарт. Все остальные всё ещё работают над улучшением H.264, но Intel уже строит планы для следующего поколения видеостандартов.
Трассировка лучей основана на методах NVIDIA, а не на ранних разработках AMD. Вычисления пересечений и операции обхода выполняются отдельными блоками трассировки лучей, что освобождает ресурсы шейдеров для других задач. Производительность трассировки лучей Arc не заставит владельцев RTX 4080 выглядеть плохо, но в сочетании с апскейлингом XeSS она обеспечивает надёжный гейминг с трассировкой лучей в 1440p.
Поддержка API охватывает всё. DirectX 12 Ultimate означает, что на ней могут работать все новые игры. OpenGL 4.6 и Vulkan 1.3 могут запускать как профессиональные программы, так и старые игры. OpenCL 3.0 позволяет использовать компьютеры не только для игр. Вы можете использовать их для научных вычислений, майнинга криптовалют или любых других странных проектов, над которыми вы работаете.
Игра цифр: Как Arc соотносится с конкурентами
Характеристики не рассказывают всю историю, но они — хорошая отправная точка. Подход Intel к распределению спецификаций раскрывает приоритеты, которые отличаются от традиционного мышления о GPU.
Конфигурация памяти — это первое, что приходит на ум, когда говорят о 16-гигабайтном буфере кадров A770. Она значительно превосходит объём памяти всех других GPU в том же ценовом диапазоне. И это не просто пустое заявление, а реальность, поскольку есть достаточно места для игр в высоком разрешении, создания контента и задач, требующих много памяти, если вы разработчик.
Управление питанием от Intel — это консервативная стратегия, что отражается в тактовых частотах. Они не пытаются разгонять карты Arc так сильно, как некоторые конкуренты, таким образом обеспечивая более стабильные базовые и буст-частоты, что предполагает довольно хороший тепловой дизайн. Обычно постоянная производительность важнее кратковременного всплеска максимальных показателей.
История Intel о будущем GPU подчёркивается количеством ИИ-ускорителей. 512 блоков XMX на A770 дают значительно больше мощности обработки ИИ, чем 112 Tensor-ядер RTX 3060, и полностью превосходят AMD, у которой нет специализированного ИИ-оборудования. Это решение не только позволит XeSS-геймингу достичь более высокой производительности, но также принесёт пользу созданию контента и профессиональным задачам.
Поддержка графических функций демонстрирует, что Intel всё ещё пытается придерживаться самых современных игровых стандартов. Соответствие DirectX 12 Ultimate предполагает, что карта Arc сохраняет поддержку аппаратной трассировки лучей, мэш-шейдеров, переменной скорости затенения и обратной связи семплера. Все эти современные графические технологии вносят свой предполагаемый вклад и выполняют свою функцию запланированным образом.
Возможности подключения дисплеев довольно характерны для современных многомониторных рабочих сред. Способность управлять до четырёх дисплеев одновременно с использованием выходов DisplayPort 2.0 и HDMI 2.1 предоставляет широкий выбор вариантов для игровых, продуктивных и контент-креативных настроек. DisplayPort 2.0 ставит Arc в хорошее положение для будущего приложений высокого разрешения и высокой частоты обновления, хотя присутствие таких дисплеев на рынке всё ещё очень минимально.
Показатели энергоэффективности позиционируют Arc в конкурентной среде, даже с более высокими показателями TBP. Энергопотребление A770 в 225 Вт выше, чем 170 Вт у RTX 3060; однако вы получаете больше функций и больший буфер памяти. Режим Endurance Gaming от Intel позволяет пользователям, которые ценят эффективность больше максимальной производительности, выбирать из различных вариантов.
Масштабирование производительности в четырёх режимах качества XeSS даёт больше вариантов для различных игровых сценариев. Режим Ultra Quality даёт картинку очень близкую к нативному разрешению, и производительность увеличивается на 15-20% без потери привлекательных деталей. Режим Quality — это очень хорошая золотая середина между увеличением производительности на 25-30% и небольшими визуальными дефектами. Режимы Balanced и Performance обеспечивают более высокое масштабирование для ситуаций, где количество кадров важнее наивысшего качества изображения.
Разработчики постоянно добавляют всё больше и больше игр с поддержкой XeSS, поскольку они признают преимущества технологии. Топовые игры, такие как Call of Duty: Modern Warfare II, Cyberpunk 2077, Death Stranding Director’s Cut и Hitman 3, уже получили XeSS в свой арсенал, и всё больше игр следуют их примеру, периодически обновляя свои релизы.
Процедура подключения XeSS несложна для понимания разработчиками программного обеспечения. Технология требует, чтобы игровые движки предоставляли векторы движения, буферы глубины и информацию об экспозиции — данные, которые большинство современных движков уже производят по другим причинам. Этот менее сложный путь интеграции повышает скорость внедрения по сравнению с более сложными решениями апскейлинга.
Реальная игровая производительность с включённым XeSS полностью меняет потенциал карт Arc. В играх, использующих трассировку лучей, где сырая производительность может быть проблемой, XeSS предлагает дополнительную мощность, необходимую для плавного гейминга в 1440p. Cyberpunk 2077 с включённой трассировкой лучей больше не просто мечта; это реальность на высоких настройках, когда режим XeSS Quality компенсирует дефицит производительности, вызванный трассированными отражениями и освещением.
Игровая производительность: Где Arc действительно блестит
Производительность графических карт Arc полностью отличается от того, что люди обычно думают о масштабировании GPU. Такие карты отличаются от большинства видеокарт, которые демонстрируют последовательное снижение производительности при увеличении разрешения. Карты Arc иногда показывают себя лучше в 1440p, чем в 1080p в некоторых играх. Это очень удивительное поведение видеокарты указывает нам, что современная архитектура GPU благоприятствует рабочим нагрузкам с более высоким параллелизмом.
Тщательные тестовые эксперименты TechRadar выявили, что Arc A770 лучше всего работает в разрешении 1440p. 54 fps была минимальная частота кадров, которую зафиксировала карта при среднем показателе 103 fps в 1080p, но результаты 1440p несколько более интересны. A770 показывает в среднем 78 fps со стабильными минимальными частотами кадров и предлагает самые разнообразные игры для действительно играбельного гейминга в 1440p.
Дополнительное подтверждение доступно из анализа поведения масштабирования разрешения Arc от Tom’s Hardware. При переходе от настроек 1080p Ultra к 1440p Ultra, A770 снижает производительность только на 22%, в то время как конкурирующие карты AMD и NVIDIA имеют потери производительности в 29%, которые приходят на ум. Эта относительно небольшая штраф за масштабирование является признаком того, что архитектура Arc более эффективна в обработке задач более высокого разрешения, чем её конкуренты.
Производительность трассировки лучей — один из самых важных тестов для любого графического устройства нынешнего поколения. 32 блока трассировки лучей Arc A770 значительно способствуют игровому опыту, когда в фокусе игры с трассировкой лучей, особенно если включён апскейлинг XeSS. Cyberpunk 2077 с средними настройками трассировки лучей и режимом XeSS Quality, A770 всё ещё работает на 60+ fps в разрешении 1440p — довольно замечательная производительность для GPU стоимостью 31000 ₽.
Оптимизация драйверов по-прежнему остаётся основным фактором, положительно влияющим на игровую производительность Arc. Intel часто предоставляет обновления драйверов для решения проблем с игровой производительностью и игроспецифичных оптимизаций. Это непрерывное улучшение означает, что производительность карт Arc будет становиться лучше со временем, следовательно, больше ценности для ранних пользователей.
Arc работает лучше всего в играх DirectX 12 и Vulkan. Архитектура Xe-HPG идеально подходит для программного обеспечения, использующего новые API, которые реализуют параллельную обработку и продвинутые графические функции. Однако старые игры DirectX 11 иногда показывают более низкую производительность. Тем не менее, обновления драйверов продолжают исправлять эти проблемы.
Взгляд на соотношение цена-производительность делает конкурентное позиционирование очень ясным. Цена Arc A770 в 31000 ₽ противостоит MSRP RTX 3060 в 30000 ₽ и предоставляет 16 ГБ видеопамяти вместо 12 ГБ, лучшую пропускную способность памяти и некоторые дополнительные функции, такие как кодирование AV1. Это становится ещё более верным, если включить в уравнение преимущества A770 в рабочих процессах создания контента.
Производительность киберспортивных игр соответствует ожиданиям соревновательных игроков. Достижение гейминга с высокой частотой обновления в 1080p не является проблемой в популярных играх, таких как Counter-Strike 2, Valorant и League of Legends. Многие люди выбирают карты Arc для соревновательного гейминга из-за их характеристик низкой задержки и стабильной подачи кадров.
Создание контента: Революция AV1
Возможности создания контента графических карт Arc представляют, пожалуй, их самое убедительное преимущество перед конкурирующими продуктами в диапазоне графического рынка. Кроме того, тот факт, что Arc имеет специализированное оборудование для кодирования AV1, означает, что она опережает весь рынок видеокарт в возможностях, которые не появятся в продуктах конкурентов в течение следующих нескольких лет.
Обширное тестирование кодировщика AV1 Arc от Tom’s Hardware раскрывает производительность, которую можно сравнить с революцией. Согласно мере качества VMAF, разработанной Netflix, кодировщик AV1 от Intel дал 83 балла при битрейте 3,5 Мбит/с и 90 баллов при 6 Мбит/с — цифры, которые превосходят все конкурирующие аппаратные кодировщики H.264. NVENC от NVIDIA, однако, смог достичь только 71 балла при 3,5 Мбит/с, в то время как кодировщик AMF от AMD показал одинаково плохую производительность.
Практические последствия превосходного кодирования AV1 простираются так далеко за пределы высоких бенчмарковых оценок, что могут быть очень полезными. Создатели могут использовать визуальное качество, сравнимое с H.264, закодированным примерно при половинном битрейте, или относительно более высокое качество при том же битрейте. Поскольку технология работает более эффективно, она меньше использует место для хранения, загружается быстрее и дешевле с точки зрения требуемой пропускной способности для стриминга.
Функции AV1 Arc предлагают прекрасную возможность для стриминговых приложений повысить производительность. YouTube и Twitch — две платформы, которые включили воспроизведение AV1 среди своих основных функций. Эта поддержка позволяет стримерам поднять планку, предоставляя контент более высокого качества в рамках ограничений пропускной способности, которые у них есть. Оптимальная точка 3,5 Мбит/с, найденная в экспериментах, идеально соответствует типичным ограничениям битрейта для стриминга.
Корреляция между профессиональными рабочими процессами видеопроизводства и кодированием AV1 в значительной степени положительна. Бета-тестирование Premiere Pro 24 показывает, что Arc A770 на 15-20% превосходит RTX 4060 аналогичной цены того же бренда в задачах кодирования. Профессионалы в области видеопроизводства могут быть привлечены возможностью аппаратного ускорения и лучшим качеством, которое карты Arc обеспечивают для их работы.
AV1 демонстрирует свою приверженность будущему в секторах архивирования и распространения. Библиотеки контента, закодированного в AV1, используют значительно меньше места для хранения, сохраняя то же качество, что делает карты Arc незаменимыми для тех, кто управляет организациями с большими видеоархивами. Кроме того, тот факт, что кодек AV1 не требует роялти, означает, что нет лицензионных вопросов для решения, как это происходит с другими кодеками.
Что касается приложений для прямых трансляций, производительность кодирования в реальном времени занимает центральное место. AV1-кодировщик Arc не идёт на компромиссы в качестве, даже когда используется в режиме реального времени, в отличие от программных кодировщиков, которые должны полагаться на офлайн-обработку для получения лучших результатов. Поэтому эта функция позволяет высококачественное прямое вещание, которое до сих пор было недоступно для потребительского оборудования.
Профессиональные рабочие нагрузки и ИИ-вычисления
Графические карты Arc выходят за пределы игр в области профессиональных вычислений, где их уникальные возможности предоставляют подлинные преимущества. Мощная вычислительная мощность ИИ, широкий спектр поддержки API и современная архитектура открывают новые возможности во многих областях, от научных вычислений до разработки машинного обучения.
Экосистема oneAPI от Intel даёт профессиональным приложениям Arc программную базу. Разработчики могут использовать Intel Extension for PyTorch для размещения моделей машинного обучения непосредственно на оборудовании Arc и использовать 512 блоков ИИ-ускорения XMX для задач вывода. Эта функция делает карты Arc пригодными платформами разработки ИИ, которые доступны по цене для потребителей.
Поддержка OpenCL 3.0 открывает двери для приложений вычислений общего назначения. С параллельной обработкой Arc вы можете использовать её для научных симуляций, финансового моделирования и программ инженерного анализа. Сочетание значительной вычислительной мощности и больших буферов памяти делает карты Arc подходящими для рабочих нагрузок, которые традиционно требовали дорогих профессиональных видеокарт.
Приложения для создания контента помимо видеокодирования выигрывают от возможностей Arc. Обработка изображений, 3D-рендеринг и CAD-приложения могут использовать вычислительные ресурсы Arc и большое выделение видеопамяти. 16-гигабайтный буфер кадров на A770 предоставляет запас для сложных сцен и ресурсов высокого разрешения, которые перегрузили бы карты с меньшими конфигурациями памяти.
Многодисплейные продуктивные настройки используют комплексную поддержку дисплеев Arc. Профессиональные рабочие процессы часто нуждаются в более чем одном мониторе для таких вещей, как написание кода, анализ данных или создание контента. Поддержка картами Arc четырёх одновременных дисплеев через современные интерфейсы обеспечивает гибкость для требовательных продуктивных сред.
Среды разработки и тестирования выигрывают от современного набора функций Arc. Разработчики игр, программисты графики и инженеры программного обеспечения могут использовать карты Arc для тестирования приложений на различных архитектурах GPU. Сочетание современных API, ИИ-ускорения и конкурентного ценообразования делает Arc привлекательными для рабочих станций разработки.
Что Intel сделала правильно (и почему это важно)
Графические карты Intel Arc полностью изменили способ конкуренции GPU среднего диапазона друг с другом. Благодаря инновационной архитектуре, дальновидному набору функций и агрессивному ценообразованию, Intel создала убедительную альтернативу, которая заставляет всю индустрию пересмотреть свой подход к основным графическим картам.
Успех Arc выходит за пределы судьбы Intel. Внедрив подлинную конкуренцию на рынок, где доминируют два игрока, Intel создала условия для ускоренных инноваций, улучшения ценообразования и расширения потребительского выбора. Независимо от того, измеряем ли мы сырую игровую производительность, возможности создания контента или функции защиты от устаревания, карты Arc предоставляют ценностные предложения, которых не существовало до возвращения Intel к дискретной графике.
Технологические основы, которые Intel заложила с архитектурой Xe-HPG и апскейлингом XeSS, создают платформы для продолжающейся разработки и улучшения. По мере продолжения программной оптимизации и появления новых приложений, карты Arc должны становиться всё более способными и ценными для своих владельцев.
Рост рыночной доли, хотя и начинающийся с нуля, показывает многообещающие тенденции в определённых регионах. Данные корейского рынка указывают на то, что Intel получает значимую долю против устоявшихся конкурентов, что предполагает, что сфокусированный маркетинг и конкурентное ценообразование могут преодолеть укоренившиеся брендовые предпочтения.
Будущие дорожные карты продуктов предполагают, что приверженность Intel простирается далеко за пределы текущего поколения Arc. Архитектуры Battlemage и Celestial обещают продолжающиеся инновации и улучшения производительности. Долгосрочные инвестиции Intel в графические технологии указывают на серьёзное намерение установить постоянное присутствие на рынке.
Более широкие последствия для GPU-вычислений простираются на появляющиеся приложения, такие как ИИ-вывод, создание контента и научные вычисления. Подход Intel к открытым стандартам и кроссплатформенной совместимости мог бы повлиять на то, как индустрия подходит к этим растущим рынкам.
В глазах покупателей Intel Arc — это больше чем просто ещё один выбор графической карты; это возвращение реальной конкуренции на рынок, который стал застойным. Волновые эффекты от входа Intel будут приносить пользу покупателям видеокарт в течение многих лет, независимо от того, какой бренд они в конечном итоге выберут.
Intel не просто создала ещё один GPU. Они сделали заявление о том, какими должны быть графические карты в 2025 году и далее. Независимо от того, хотите ли вы купить мини-ПК с картой Arc или нет, вы извлекаете выгоду из решения Intel встряхнуть рынок, который отчаянно нуждался во встряске.
Нажмите, чтобы узнать: Хороша ли Intel Iris Xe Graphics?